Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 41 человек

Специальное образование

Дата: 31 марта 2016 в 22:36, Обновлено 13 ноября 2016 в 20:06

Формирование у детей приемов логического запоминания - http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15955

Упражнения для стимуляции познавательной активности - http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=15965 

 

http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4565 - Как помочь ребенку с трудностями в обучении

 

 

Организация безбарьерной среды для детей с особенностями психофизического развития

         Свободно и комфортно человек ощущает себя только тогда, когда его ограниченные физические возможности не служат препятствием полноценному участию в жизни общества.

         В современном образовательном процессе на первый план выдвигаются задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

         Наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни.

         В ГУО «Горянская детский сад-средняя школа Полоцкого района» уделяется внимание созданию условий, которые помогут обеспечить каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяется вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития.

                  Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями).

         Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде.

         Для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы специальные условия: во-первых, для формирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; вo-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений. Прежде всего для детей данной категории создана безбарьерная образовательная среда: пандус для входа в школу, отсутствие порогов и разноуровневых полов в учреждении.

         Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в учреждении и на улице,  а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.

         Самое главное, когда в учреждение образования приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и одноклассникам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам будет более уважительное, и эти приспособления дольше будут  оставаться в порядке.

         Вход в любое учреждение обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, установлен пандус у входа в школу. Пандус с обеих сторон огорожен перилами с двумя поручнями, расположенными на высоте 0,7 и 0,9 м. Поручни перил у пандусов имеют  длину большую, чем длина пандуса, с обеих его сторон не менее чем на 0,3 м. Поручни круглого сечения. Поверхность пандуса нескользкая  и не слишком шероховатая, без заметных неровностей, создающей оптимальное сцепление подошвы обуви или колеса кресла-коляски с покрытием. Ширина пандуса не менее 90 см.

           Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, имеют ширину в свету не менее 0,9 м. Ручки дверей  имеют поверхность, удобную для схватывания рукой, и позволяют легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.

         Когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, он испытывает затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане. В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.

         Для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Окрашены ступени в желтый  цвет.

         Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плохо-видящего или незрячего ребенка – это  организация дежурств старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. В учреждении имеется визуальная информация о кабинетах,  туалетах и пр.

         Архитектурные барьеры для неслышащих людей - не препятствие. Главная проблема для них - получать информацию в том же объеме, что и все остальные дети. Общаясь с неслышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать), не забывать дублировать сказанное, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п. – записями.

         Для ребенка-инвалида обучение в школе - способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научится не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.